четверг, 29 января 2015 г.

Маски, мосты и каналы? Конечно, Венеция!

Восемь лет в Венеции я не был...
Всякий раз, когда вокзал минуешь
И на пристань выйдешь, удивляет
Тишина Венеции, пьянеешь
От морского воздуха каналов.

Иван Бунин 



Приветствую вас!  


О Венеции написано уже достаточно, даже очень много, поэтому не ждите от меня ничего нового в рассказе, кроме личных впечатлений и ощущений. Ну и фоток, конечно же!  И не забывайте, все они кликабельны! ;)


Любой путеводитель расскажет вам, что посмотреть, куда сходить, где насладиться чудесным кофе, ну а я свой пост, посвященный Венеции, превращу просто в фотогалерею.


Ноябрь. Добирались до Королевы Адриатики мы автобусом из Милана. Дорога была туманная, и чем ближе к Венеции, тем гуще становился туман. Иногда даже не было видно впередиидущих автомобилей.


 

Туманное раннее утро сменялось солнечным поздним утром, а мы приближались к городу на воде.



Очень странные мосты, какие-то непонятные здания и много-много лодок всяких цветов и размеров. Так встретила нас Венеция.

 

 





Почему-то когда я говорю или пишу о Венеции, так и хочется читать стихи. Писать их пока желания не возникает, правда. J Очень поэтичное место. 



Эти лодки, барки, маслянистый
Блеск воды, огнями озаренной,
А за нею низкий ряд фасадов
Как бы из слоновой грязной кости...  (c)



Этого лёву, я думаю, видели все. Лев святого Марка является символом святого евангелиста Марка, а также города Венеция. Поэтому тут вы его будете встречать очень часто. 


Даже Анна Ахматова писала:

Сколько нежных, странных лиц в толпе.
В каждой лавке яркие игрушки:
С книгой лев на вышитой подушке,
С книгой лев на мраморном столбе.



Венецианский Лев святого Марка обычно изображался с раскрытой книгой, на страницах которой можно прочесть латинскую надпись PAX TIBI MARCE EVANGELISTA MEUS (Мир тебе, Марк, мой Евангелист). Лёва держит лапу на раскрытой книге  — символ носителя мира. Если книга закрыта — лев идёт с войной. Книга закрывалась, поскольку слова "Мир тебе... " входили в противоречие с реальностью. А если книга всё же была открыта, то в другой лапе у льва был меч. Лев с закрытой книгой встречается редко.  


А посмотрите, сколько здесь их!

 

Вперед! Гулять по улочкам и каналам. 


Набережная Рива дельи Скьявони (Riva degli Schiavoni).

Это главная набережная Венеции, где расположились многочисленные магазинчики, сувенирные лавки и… толпы туристов.


В самом начале этой набережной находится площадь с памятником первому королю единой Италии Виктору Эммануилу II.

 


Этот интересный мост через Дворцовый канал (Рио ди Палацио) имеет и не менее интересное название.
Мост Вздохов (итал. Ponte dei Sospiri)  
Построен он был в 1602 году Антонио Конти и украшен в барочном стиле.


Откуда же такое название? Мост соединяет здание Дворца дожей, где располагался зал суда, и здание тюрьмы. А «вздохи» - это печальные вздохи осуждённых, которые, проходя под стражей по этому красивому мосту, в последний раз окидывали взглядом очаровательную Венецию. 



Венеция для меня – это то место, где послевкусие посещения оказалось приятней самого посещения. Это необъяснимо. Но изначально я была не впечатлена увиденным. Хотя очень давно мечтала посетить Венецю, как и в целом Италию. Я получила удовольствие от нахождения в новом и незнакомом для меня месте, но это было не «Вау», как говорит один мой друг. 


На фото вы видите, кстати, колонны Святого Марка и Святого Теодора.  


Вернувшись домой, я стала пересматривать фотографии… И я постепенно влюблялась во все эти рюшечки зданий, в резные лодочки, в лабиринты каналов и улиц.


Впечатления обрели абсолютно иной характер. И стало даже немного грустно от того, что сейчас я могу только мысленно находиться в этом удивительном городе. 

 


Венеция построена на сваях из лиственницы, которая почти не гниёт в воде. И, как нам рассказали там, деревья эти привозились из России. В Альпах, в Северной Италии растет и своя лиственница, но говорят, что ее очень и очень мало, поэтому приходилось возить ее за тридевять земель из Предуралья. Ближний свет, да. 


Вот красуется Собор Святого Марка. Это самый известный из многочисленных храмов в Венеции, один из лучших представителей византийской архитектуры в мире. 


Расположен он недалеко от Большого канала, примыкает к дворцу Дожей, часовней которого он был изначально. Потом уже Собор стал резиденцией архиепископа Венеции. В соборе хранятся мощи апостола Марка и различные предметы искусства.


С 1987 года занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


В 828 году венецианские купцы похитили мощи святого Марка из Александрии. Согласно легенде, они спрятали останки в бочку под слоями свинины, чтобы их не нашли мусульманские охранники. Эта сцена изображена на мозаике в соборе.



Мощи святого Марка первоначально разместили во временной часовне дворца Дожей, а позже уже специально для хранения ценной реликвии построили храм в 829-832 годах. Об облике этого первого строения можно судить лишь только по археологическим раскопкам.
Храм сгорел во время восстания против дожа Пьетро Кандиано IV в 976 году, но потом восстановлен дожем Доменико Контарини.  И уже нынешний собор был завершен около 1071 года.  Освящение храма состоялось в 1094 году.



Большую часть своей истории Базилика Сан-Марко являлась часовней дожей, в 1807 году была назначена кафедральным собором Венеции.  А в конце XIX века  в верхних помещениях и в переходах, соединяющих собор с дворцом Дожей, был открыт музей Сан-Марко.


Украшение храма регулярно менялось после завершения строительства. Венецианские корабли везли с Востока колонны, капители, фризы, различные декоративные элементы старинных зданий для внешнего преображения базилики. Постепенно появился мрамор на кирпичной кладке,  новый фасад, более высокие купола.


Фотографировать внутри собора категорически запрещено. Но я об этом «категорически» узнала уже после того, как сделала пару кадров (меня занесло туда с толпой туристов, я даже не успела повертеть головой в поисках запрещающих фотографировать знаков). Я не стала удалять эти снимки, конечно же, поэтому делюсь. Да и это кадры у входа в собор, а там вроде и не запрещено делать фото. Ну а дальше прогулка и восхищения сверкающим шедевром проходили без фото.

 

Продолжаем прогулку по площади Сан-Марко.
Кампанила собора Святого Марка (итал. Campanile di San Marco) — отдельно стоящая колокольная башня высотой 98,6 метров при соборе Святого Марка.
Башня была построена в 9 веке нашей эры,  а 14 июля 1902 года вдруг рухнула, полностью разрушившись и превратившись в гору пыли.  Городские власти приняли решение восстановить башню. Восстановленная колокольня была открыта в день Святого Марка 25 апреля 1912 года.

  

На колокольню мы поднимались, там даже есть лифт. Очередь была, но не 5-километровая. Виды оттуда открываются фантастические.  Да что тут говорить! Смотрите сами!







Я пока молчу, а вы смотрите. :) 













Колокольня. А, значит, должны быть колокола. Есть они. 

 

В полдень, возле Марка, что казался
Патриархом Сирии и Смирны,
Солнце, улыбаясь в светлой дымке,
Перламутром розовым слепило.
Солнце пригревало стены Дожей,
Площадь и воркующих, кипящих
Сизых голубей, клевавших зерна
Под ногами щедрых форестьеров... (с)

ФОРЕСТЬЕР . устар. Иностранец-путешественник в Италии.

 

 

 

Перед вами Старые и Новые прокурации.


Прокурациями называют три исторических сооружения, связанные между собой здания, расположенные на площади Святого Марка. Соединены так же с часовой башней Сан-Марко. Возведение последнего здания завершили при оккупации Венеции Наполеоном.


Старые прокурации расположены в северной части площади и представляют собой трехэтажные здания, которые были построены в 12 веке для размещения апартаментов и офисов прокуроров Сан-Марко.
Строительство Новых прокураций завершили в XVII веке.


В зданиях Прокураций размещались прокураторы — «отцы города», отвечавшие за управление государством.


Чайки здесь огромные. Размером почти со стул. Иногда даже побаиваешься, когда такое чудо пролетает мимо тебя.


В ноябре здесь прохладно и сыро не только людям.


Продолжаем гулять и любоваться архитектурой.

 



 



 

Дворец дожей (итал. Palazzo Ducale) — великий памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города.


Это главное здание Венеции было резиденцией дожей республики. Здесь заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд и тайная полиция. 





 

Как на древнем, выцветшем холсте,
Стынет небо тускло-голубое…
Но не тесно в этой тесноте
И не душно в сырости и зное... (с)

 


 

Встретили яркую парочку. Ну согласитесь, они красавчики?!

 

Часовая башня на площади Сан-Марко была построена по проекту архитектора Мауро Кодуччи еще в конце XV века.  Она по праву входит в число самых узнаваемых достопримечательностей итальянского «города мостов».
Место было выбрано для строительства неслучайно. Именно отсюда, по задумке архитектора, часы были бы видны из прибрежных вод Адриатики. А так как именно эти часы должны были отражать могущество и богатство Венеции всем гостям города, сходящим на берег, то это место оказалось прекрасным для расположения этой достопримечательности.


Время в те времена измерялось банальным образом: солнце взошло – утро, а его закат - вечер.

Тогда, XV веке эти часы были настоящим чудом. Это сегодня любой человек может приобрести абсолютно любые часы, а в те времена ладно бы человек, даже не каждый город мог обзавестись подобным часовым механизмом. 

На  крыше Часовой башни установлена архитектурная композиция, состоящая из фигур двух мавров (молодой и старый), которые призваны ударять молотами по колоколу, отбивая часы, их половины и четверти. Бронзовая композиция была выполнена Амороджио дела Анкоре в 1497-й году.
Они символизируют собой время, измеряемое человеческой жизнью. Прошло достаточно много времени и из-за негативного влияния окружающей среды фигуры почернели, поэтому и получили прозвище «мавры». 
Под маврами установлен крылатый лев, символизирующий евангелиста Святого Марка. Но мы ведь уже не удивляемся очередному льву? 

 

Ниже герба-льва можно увидеть небольшую нишу, в центре которой восседает Мадонна с младенцем. Слева и справа находятся двери, которые открыты лишь несколько дней в году (в день торжественного праздника Вознесения и следующей за ним недели) для того, чтобы фигуры волхвов могли «пройти» мимо Богородицы и совершить пред ней и Спасителем всего человечества поклон.


Ну а еще ниже на фасаде здания расположен большой сине-золотой циферблат. Римскими цифрами обозначены часы, золотая стрелка часов с изображением солнца показывает время. На циферблате имеются также изображения знаков зодиака, которые тоже движутся. Стрелка показывает, в каком знаке зодиака находится солнце.  Еще эти часы показывают фазы луны.
С обратной стороны башни есть еще один большой циферблат над аркой, который виден людям, идущим по улице к площади. Это уже более простые часы, и Солнечная стрелка, указывающая время, является единственным движущимся элементом циферблата.

Кстати, на механизм часов можно посмотреть изнутри. Крутая и узкая лестница выводит на террасу на крыше, проходя по пути сам часовой механизм. Экскурсии проводятся на английском, французском и итальянском языках, но нужно заказывать их заранее. В башню пускают только группы не более 12 человек и всего лишь 4 раза в день.


Складывается впечатление, что в Венеции у каждого камня и дерева есть своя история или легенда. И вот эта бабуля тут запечатлена неслучайно.


Первая версия, которая мне почему-то нравится меньше. Какой-то небольшой вражеский отряд незаметно пробрался в город ночью, одна бабуля по счастливой (смотря для кого) случайности в это самое время решила освободить свой ночной горшок, вылив его содержимое из окна и прям на голову командира отряда. Этот товарищ стал истерить, громко кричать, и таким образом, разбудил всех вокруг. Город был спасен от врагов.

По другой версии, во время бегства заговорщиков, которые собирались убить дожа, бабуля обронила из горшка (точнее из ступки) мраморный пестик на голову заговорщика. Ступка и пестик делались из цельного гранита. Ну и опять же… крики… визги! Город и сонная стража разбужены, а дож спасен.

 Вот так и изобразил скульптор здесь эту героиню-бабушку.



Многообразие или однообразие (кому как) венецианских окон.




  



Кони без ямщиков. Ааай да красивые кони!




 


 












 



У многих, я думаю, Венеция ассоциируется с масками. Дак вот, одна из разновидностей таковых – маска Доктор Чумы (Medico della Peste). Давным-давно, в старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая уносила огромное количество жизней.

Маска чумного доктора в обычное время не надевалась, а вот во время эпидемии ее использовали доктора, посещая своих пациентов. В ее длинный клювообразный нос складывали различные ароматические масла, другие лечебные вещества. И считалось, что они таким образом предохраняют от заражения чумой.

Поверх одежды врач носил длинный темный плащ, из-за чего очень походил на зловещую птицу. В руке же держал специальную палку, чтобы не прикасаться к больному руками. Жуткое зрелище, всегда не любила эту маску.

 


 

 






 



Обычная парковка для гондол. Кстати, цены на катания бешеные.



 

Я уже рассказывала немного выше о масках. Но о страшных. А сейчас немного красоты. 
Венецианская маска — это целое культурное явление, традиционный символ ежегодного венецианского карнавала. В наши дни этот аксессуар используется редко, даже в самой Венеции, но когда-то их носили и повседневно.

 

В маленьком изолированном городе слухи распространялись очень быстро. Сплетни, обсуждения, куда ж без этого. Поэтому аристократы предпочитали прятать свои лица под таким вот изысканным украшением. И мотивы были абсолютно разными, злостные, незаконные, для кого-то просто развлечение. Но главное преимущество было в том, что в маске можно было без опаски разгуливать по игорным домам, борделям  и любовницам, видимо. J  Развлекаешься и забавляешься, а на утро ты выглядишь благочестивым гражданином, и не нужно переживать и будить свою совесть.

При  таком раскладе не только знатные люди, но и простые венецианские горожане полюбили  маски. 

 

В 18 веке венецианские маски обрели огромную популярность, люди начали ими злоупотреблять, носили уже как ежедневное украшение, ну и каких только дел не творили. Поэтому ношение столь вычурного аксессуара строго регламентировали.  Таким образом, маски можно было увидеть на лицах горожан только в определенные праздники, на карнавалах. Что, собственно, и осталось до наших дней.   


Венецианские маски обычно делят на два вида. Википедия подсказывает мне следующее (а я делюсь с вами):
Первый вид  — это варианты масок итальянской комедии дель арте (комедии масок) — особого вида уличного театрального представления итальянского Возрождения, возникшего в середине XVI века. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла, Пьеро, Бригелла, Дзанни и другие.
Ко второму виду относят классические маски (не связанные с театром) — это Баута, Венецианская дама, Джокер, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Они появились в результате многовекового развития венецианского карнавала.
Ну да, неудивительно, что в XV веке появилась даже целая профессия  масочника.
Разновидностей много, я вам рассказывать о каждой не буду, я и сама с трудом их отличаю. Но если у вас будет дикое желание изучить эту тему, то уверена гугл вам поможет! J

 


Если бродить по магазинчикам и сувенирным лавкам Венеции, то можно увидеть огромное количество украшений из муранского стекла. Остров Мурано  — один из крупных островов Венецианской лагуны, славится он стекольным производством с 13 столетия.
Уникальная техника работы со стеклом зародилась в самой Венеции. Так, к концу 13 века в Венеции появилось уже огромное количество стекольных фабрик. Очень часто возникали пожары. Поэтому городской совет решил перенести это производство на остров Мурано. Во-первых, в целях пожарной безопасности жителей Венеции. А во-вторых, для сохранения секретов работы стеклодувов.
Мастера тщательно оберегали тайны своего производства, они стали «невыездными», у них была масса привилегий (даже, говорят, вплоть до того, что они могли выдавать своих дочерей замуж за людей самого благородного происхождения).  
Каждая работа неповторима, поэтому в магазинчиках с муранским стеклом можно остаться надолго. 





  



 



 

Мост Риальто (итал. Ponte di Rialto) — один из четырёх мостов через Гранд-канал в Венеции, находится в квартале Риальто. Почти до XX века этот мост был первым и единственным, соединяющим берега Большого канала. Можно сказать, самый известный мост Венеции и один из символов города. Построен в самой узкой части Гранд-канала, и изначально он был понтонным (с 1181 года) и назывался Понте делла Монета (вероятней всего, из-за монетного двора, который располагался неподалеку), затем он стал деревянным. Мост неоднократно рушился, его постоянно ремонтировали, переделывали, строили заново. В конце XVI века был возведён новый мост из камня, который уже дошел до наших дней.  






 

 


  

Витринные собаки в Италии меня преследовали.


Блуждания по улицам Венеции могут оказаться бесконечными. Потеряться здесь в первый день легко до невозможности. Мы, к счастью, очень быстро вышли на нужную тропу обратно. Но особенно нужно быть осторожными тем, кто как я, фотографирует каждую рюшечку, камушек, рыбоньку. В процессе этого дела здесь забываешь обо всем.


 









 



День подошел к концу. Мы отправляемся обратно в Милан. По пути мы еще погуляем по волшебному городу Бергамо. Но! Об этом не сегодня! 


Лунный свет сверкает ярко,
Осыпая мрамор плит;
Дремлет Лев Святого Марка,
И царица моря спит.
По каналам посребренным
Опрокинулись дворцы,
И блестят веслом бессонным
Запоздалые гребцы.
Звезд сияют мириады,
Чутко в воздухе ночном;
Осребренные громады
Вековым уснули сном.  (Афанасий Фет, 1847)


Комментариев нет:

Отправить комментарий