понедельник, 7 августа 2017 г.

Маленькое литературное путешествие. Город К. Франц Кафка и Прага.

"У меня нет интереса к литературе, литература —
это я сам, это моя плоть и кровь,
и быть другим я не могу". / Франц Кафка
 

Давненько меня здесь не было, но я снова в паутине своих путешествий, снова с вами и постараюсь уж если и не писать огромные полотна блого-страниц, то хотя бы показать часть накопившихся фотографий.
Итак.
Навеяно прекрасным месяцем июлем, который стал месяцем рождения многих удивительных, прекрасных людей! И я не о себе сейчас!
Мои сборы в Чехию были спонтанными, сумбурными, я нисколечко не готовилась информационно к этой поездке, но я абсолютно точно знала, что есть в этом слегка мрачном городе музей, посвященный гениальному писателю Францу Кафке.


Франц Кафка. Один из выдающихся писателей XX века. Родился 3 июля 1883 года в Праге.

 

Знакомство с творчеством этого писателя для меня началось с повести «Превращение». Случайным образом (когда работаешь в библиотеке, это практикуется постоянно!) книга оказалась у меня в руках. И чтение привело к тому, что по возвращению домой с работы, зачитавшись, я проехала свою остановку , а, дочитывая книгу на следующий день, точно так же чуть не забыла выйти около работы.


Как и, собственно, творчество писателя, музей сразу же кажется необычным.  Бродишь по улочкам Мала Страны и очередной из плутающих «тропок» на берегу Влтавы уходишь к невысокому длинному домику, который когда-то был кирпичным заводом. 


Одним из первых объектов на пути к входу музея становится огромная, похожая на открытую книгу буква К. Пишу «одним из», потому что для меня первым таким объектом всё же стал фонтан, где двое мужчин, понимаете ли, мочатся на карту Чехии, и лишь потом я разглядела буквицу. :D  Но об этом слегка шокирующем фонтане ещё будет далее по тексту.



Не знаю, как раньше и сейчас, но когда мы были здесь (март 2017 года) входные билеты продавались не в самом музее, а в магазине напротив. Поэтому чтоб вас не гоняли туда-сюда, как нас, предлагаю сразу зайти сначала в магазин, а потом в музей, всё равно первый вам по пути попадётся. Здесь же можно пробрести произведения Франца Кафки на разных языках.


В музее фотографировать запрещено, но… Это же я. Всё, что вы увидите здесь, сфотографировано беспардонно, втихушку на телефон. Да и мне, в принципе, больше нечем было фотографировать. Мои подписчики в Instagram многие знают, что на тот момент я уже успела разбить свой объектив, и единственный подручным фотосоздающим устройством у меня был телефон.

 

Создатель Музея Кафки — Хуан Инсуа из  Центра современной культуры в Барселоне, который даже придумал целый цикл выставок «Города и их Писатели». Его экспозиция «Город К. Франц Кафка и Прага» была открыта в 1999-м в Барселоне, затем в 2002-м переехала в Нью-Йорк, а с 2005-го обосновалась в городе Прага. Таким образом, музей больше напоминает «передвижную выставку», которая кочевала, кочевала и, наконец, осела там, где, на мой взгляд, ей и нужно было изначально быть. 


Вся экспозиция Музея Кафки разделена на две части — "Экзистенциальное пространство" и "Мнимая топография".
"Экзистенциальное пространство".  Эта часть выставки рассказывает о Праге, о том, как этот город влиял на формирование личности писателя, о следах, которые Прага оставила в жизни неординарного человека.  


Интерьеры с тёмными стенами, увешанными черно-белыми фотографиями, мрак и странные звуки. Глаза лишь постепенно привыкают к темноте вокруг. 


Здесь можно увидеть фотографии семьи, друзей, любимых женщин Кафки: Юлии Вогрызек и Милены Есенской , черновики, рисунки писателя и первые публикации.  





Можно посидеть, отдохнуть и посмотреть на большом экране документальное видео. Мелькающие кадры закольцованного фильма помогут словно окунуться в прошлое, оказаться среди людей на улицах Праги, трамвайчиков, велосипедов, спешащих толп на Староместкой площади,  увидеть дом писателя, дом на Златой улице, Дворец Кинских, все те места, которые были тесно связаны с жизнью Кафки, места, где рождались гениальные произведения. 



«Прага больше тебя не отпустит. Никого из нас. У этой старой короны есть когти». Конец. Честно, пишу это… и до сих пор мурашки.  Проведя всю жизнь в Праге, Кафка любил её, описывал её в своих произведениях, но в то же время ненавидел, боялся и стремился покинуть этот город навсегда.


Удивительно оформлена композиция из фотографий тех пражских мест, где бывал Франц Кафка. Подобие речки из камней, на которой уложены рядами черно-белые фотографии, а между стеклом, закрывающим всю эту композицию, и галькой медленно течет вода, размывая очертания чёрно-белой Праги на фотокарточках.



Забавные авторские рисунки, огромное количество цитат на разных языках, которыми исписаны все залы, и повсюду, куда бы вы не шагнули, сопровождают немного пугающие звуки: пронзительная игра скрипки,  волнующая музыка, тревожные крики ворона, шелест книжных страниц, какие-то шорохи и вздохи.

 

Заканчивается экспозиция у витрины, где находится свидетельство о смерти писателя от туберкулёза.


Вторая часть экспозиции — «Мнимая (воображаемая) топография».  Здесь мы уже знакомимся с тем, как Кафка изображает Прагу в своих произведениях.  На основе сюжетов самых известных произведений писателя, таких, например, как «Замок» или «Процесс» были созданы специально для музея различные аудиовизуальные работы и 3-D экспонаты.
Даже не скажу, какая часть для меня была более жуткой. Ступеньки. Длинные коридоры. Приглушенный красный. Освещение только над экспонатами. Натыкаешься на стилизованный архив документов, огромное количество ящиков, на каждом из которых написано имя чиновника из романов писателя.

 

И да. Одним из ярких и пугающих экспонатов, на мой взгляд, в этой части экспозиции является макет ужасного аппарата, орудия мучительной казни, изобретённого комендантом исправительной колонии в одном из рассказов Кафки. Рассказ называется «В исправительной колонии», если кому интересно. Не буду рассказывать, как действовала эта машина, прочитайте где-нибудь сами, там маленький рассказик. Плохо, конечно, на фото видно, но внутри машины – распятое, измученное обнажённое тело маленького человечка с искажённым от боли лицом. 


На этом, пожалуй, всё. Для меня Франц Кафка – легендарная личность, и вопроса посещать или нет данный музей не стояло. Поэтому если даже вы не знаете, кто это такой, но окажетесь в волшебной Праге, и у вас найдётся свободный часик-другой, то обязательно побывайте в музее Кафки. Может быть после прогулок здесь вам захочется почитать что-нибудь из его творчества.

А для тех, кто уже готов туда бежать:

Адрес музея: Cihelná 2, Prague 1. Работает ежедневно и без выходных с 10:00 до 18:00.

И немного об этой композиции, которая с первых секунд просто ошеломила меня! Рядом с музеем Франца Кафки установлен такой странный памятник писающим мужчинам. Автор этого монумента – скульптор и художник Давид Черный. Мне кажется, никакой замысловатой идеи и не было изначально, но истина известна лишь самому автору, скорее всего. Мужчины, которые справляют свою нужду на карту Чехии. Да не просто справляют, а одновременно «вычерчивают» около себя изречения известных людей. Стоят себе двухметровые мужики, и выполняют свою "работу". Говорят, что цитирование знаменитостей можно временно остановить, а точнее самому стать этакой знаменитостью. Для этого необходимо с мобильного телефона отправить короткое SMS-сообщение на номер +420 724 370 770 (сама лично не проверяла). Через несколько минут эти товарищи постараются "выписать" и ваше изречение.


Видео, кстати, скульптуры в движении прилагается.




Комментариев нет:

Отправить комментарий