воскресенье, 9 сентября 2012 г.

Istanbul. Topkapı. \ Стамбул. Топкапы

Итак Топкапы!       Главнейший дворец Османской империи до середины 19 века. Дословно с турецкого топкапы переводится, как «пушечные ворота». Площадь дворца более 700 тыс. кв. м!!! В середине 19 века султан Абдул-Меджид переехал во дворец Долмабахче, в свою новую резиденцию, во Дворце Топкапы стали жить только жёны низложенных или же умерших падишахов, а уже Мустафа Кемаль Ататюрк объявил его музеем.


Но это не музей даже, а музеище! 2 Эрмитажа) А то и больше)))
Число экспонатов достигает 65 000, однако в экспозицию вошла всего лишь десятая часть всей коллекции. Вследствие пожаров и землетрясений большая часть дворца была разрушена. Комплекс многократно реставрировался.

    
У парадных  ворот Дворца Топкапы, именуемых "Баб и Хумаюн", имеется монументальное здание фонтана, сооруженного падишахом Ахмедом II. Входишь в ворота и сразу видишь просторный и довольно длинный "1-ый двор" дворца. В правой части этого двора размешены: жандармское управление, служебные и жилые помещения дворца, дворцовая  богадельня и развалины хлебопекарни. За этими сооружениями открывается живописная панорама  Мраморного моря (Где-то в тумане)


  
Слева можно увидеть церковь св. Ирины, старинное здание монетного двора османского периода.  

    
Пройдя через "1-й двор" попадаешь ко входу во вторые главные ворота "Баб- и Селям". Это и есть начало обзора экспозиции музея. Ворота, сооруженные в годы властвования султана Мехмеда II, имели и второе название - Средние Ворота. Левая башня служила тюремным помещением для осужденных дворцовых особ высокого ранга. Следуя через врата Баб- и Селям вы пройдете во двор (размеры: 130 x 160), украшенный садом с вековыми вечнозелёными кипарисами и платанами. Во 2- ой двор комплекса, застроенный одноэтажными постройками, имели право входа только иностранные гости, а также диван (высший совет).    

    
За садом, в котором расхаживали газели, павлины и другие экзотические животные, создающие атмосферу райского уголка, ухаживали многочисленные дворцовые садовники. Правое крыло 2-го двора комплекса занимают дворцовые кухни и фарфоровая коллекция. Сегодня большая часть кухонного комплекса является местом демонстрации редчайшей коллекции фарфора, занимающей 3 место в мире.

    
Дальше идет Внутренняя хазине (казна). Этот комплекс салонов, в котором в былые  времена находилось хранилище казны, начиная с XVII столетия превращается в здание Хазине. В салоне, экспонируются редчайшие украшения и драгоценности, изготовленные дворцовыми мастерами ювелирного дела.   Трон второго салона принадлежит султану Ахмеду I. В этом же зале экспонируется известный "Кинжал Топкапы" - подарок султана Махмуда I персидскому шаху Надиру, однако подарок, по причине смерти шаха, был возвращен во дворец.   Одним из ценнейших произведений коллекции 3-го салона является "Алмаз Кашикчи". По преданию, это название берет свое начало от кашикчи (ложечника), нашедшего этот алмаз.  Драгоценный камень (в 86 карат), усыпан 49 бриллиантовыми камнями. Другим редчайшим произведением коллекции являются подсвечники, изготовленные к могиле Пророка Мухаммеда. Каждый из этих подсвечников украшает 6 666 шт. бриллиантовых камня и покрытие из золота. Трон, находящийся в этом салоне, является подарком египетского губернатора Ибрагима Паши султану Мураду 3-му, в 16 столетии. Трон изготовлен из орехового дерева и имеет покрытие из золота.       В 4-ом салоне находится трон султана Махмуда 1-го - подарок персидского шаха Надира. Этот трон с покрытием из чистого золота украшен 25 000 драгоценных жемчужин. Среди экспонатов коллекции, четвёртого салона занимает место останки Св. Иоанна рестителя, чётки, инкрустированные шкатулки для нюхательного табака, письменные принадлежности, кинжалы,  редметы из слоновой кости и керамика, украшенная драгоценными камнями.   Фотографировать тут почти ничего нельзя было, поэтому нужно обязательно ехать туда и смотреть своими глазками, восхищаться, и мечтать жить как когда-то жили султаны!)))  


Тут же на территории дворца расположился и гарем. Слово "Гарем" арабского происхождения и образовано от видоизменённого "харам" (запрещённый). Гарем являлся запретным миром для постороннего глаза. Исключение составляли падишах и его ближайшие родственники и приближённые. Сюда был открыт доступ лишь для представителей трёх профессий: доктора, учителя принцев и музыканты. Немусульманин же о вхождении в гарем даже не мечтал.           В гареме, кроме жён и матери-султанши жили юные принцы, будущие наследники престола, или же наследники не достигшие несовершеннолетия, их сестры и слуги, обслуживающие многочисленных обитателей гарема. Некоторые из падишахов, строго придерживающиеся исламских законов имели по 4 жены, а некоторые из них в собственных гаремах имели сотни и сотни жён.   Правое крыло двора, занимает коллекция "Тканых изделий", занимающая свое место в салоне, именуемом "Палата отправляющихся на войну". В этом салоне, открыта выставка одежды царевичей, дорогих тканей. Ох и наряжались  они, хочу сказать)


Султан Селим Явуз, захвативший Египет в 1517 году, перевёз в Стамбул Святые Реликвии Пророка Мухаммеда. После этого, каждый из османских падишахов, взошедших на престол приняли халифат и именовались халифами (преемниками) пророка. В первом из залов, украшенных изникским фаянсом, особое внимание привлекают дождевые впадины, привезённые из Каабы и сабли 4-х халифов Пророка Мухаммеда. Минуя этот зал, во 2-м салоне, в  собом разделе, под стеклом экспонируются хырка (стёганая куртка) Мухаммеда, его сабля, знамя и стрелы, а также след от ступни пророка, зуб, волос от бороды и письмо. Очень интересный зал) По началу правда не понимаешь, что вообще за экспонаты лежат... читать надо))        Наиболее интересным явлением 3-го двора, считается "Дворцовая Библиотека"- памятник 1719 года, построенный по указу султана Ахмеда 3-го. В  строительстве библиотеки был использован исключительно мрамор. Большая часть рукописей (4 000) этой библиотеки, вошла в коллекцию других музеев.

  
Долго можно ходить по Топкапы. Одного дня не хватит, а уж 2 часов, которые мы там были и подавно. Например, святые реликвии мы бы и не увидели, если бы немного не обнаглели)) Стояли километровые очереди на входе, а мы просто встали около двери, а не в конце очереди, и с очередным потоком «влились» в зал)) Стыдно, но что делать! Уж очень хотелось туда попасть!  

  
А потом был легкий отдых, обед, гуляние по Лалели. В голове всё сумбурно, состояние – шок! Столько всего увидеть за полдня. И первая фраза, которую повторяют все в автобусе – я приеду сюда еще раз!

Комментариев нет:

Отправить комментарий